Версия для слабовидящих

Культура38: О чем снимают кино в Иркутске? Итоги Байкальского питчинга

Культура38: О чем снимают кино в Иркутске? Итоги Байкальского питчинга
В Иркутске тоже снимают кино. Одни проекты становятся более известными, о других знает только узкий круг посвященных. Но каждый фильм, даже совсем скромный и малобюджетный, важен и нужен. Василий Шукшин говорил: «Пробовать писать должны тысячи, чтобы один стал писателем». Так и в кино: количество обязательно перерастет в качество. В Иркутске завершился Байкальский питчинг кинопроектов.

Что такое питчинг?

Для тех, кому непонятно иностранное слово «питчинг», поясняем: это конкурс идей для фильмов. Это самый простой путь для начинающего кинематографиста или того, кто только мечтает им стать. На данном этапе вам не нужны большие деньги, дорогие камеры, операторы и монтажеры. Конечно, отлично, если все это есть. Но главное на питчинге — хорошая история. Вы пишете заявку, и, если она «цепляет», а автор сумеет ее хорошо презентовать, то можно получить финансирование на полную или частичную реализацию своего проекта.

Байкальский питчинг проводился в сентябре в рамках Байкальского международного кинофестиваля «Человек и природа». В шорт-лист вошли десять работ, выбранных из 80 заявок, присланных из России и стран СНГ. В номинации «Документальное кино» в шорт-лист прошли Емельянова Анастасия (Иркутск) «Пенсионеры-серферы», Стельмашонок Маргарита (Иркутск) «Горыныч», Бардаханов Сократ (Иркутск) «Песня, которую я пою, идя за стадами», Приймачок Анастасия (Иркутск) «Мы Загруши», Филичева Мария (Иркутск) «Внутренний остров». В номинации «Игровое кино» были выбраны Доржиев Батор (Гусиноозёрск) «АБА И SON», Михайлик Татьяна (Иркутск) «Два Володи», Юдин Андрей (Иркутск) «Свой ад», Огородников Дмитрий (Пермь) «Возврат», Меркульев Иван (Иркутск) «Команда плохих парней».

В номинации игровое кино победил Батор Доржиев (Улан-Удэ) с проектом «АБА И SON», короткий метр. В номинации документальное кино победа присуждена иркутянке Анастасии Приймачок, которая снимает фильм о многодетной семье Загрушей. Он так и называется: «Мы Загруши». Режиссеры получили по 300 тысяч рублей от Иркутского областного кинофонда, из которых половина будет выдана денежной суммой. Вторая часть приза — это сертификат на использование технического оборудования кинофонда. 

 «Семья — тема вечная»

Возглавил жюри питчитнга Дмитрий Якунин, продюсер, исполнительный директор Молодежного центра Союза кинематографистов РФ. Он рассказал о проектах, которые получили поддержку:

— Помимо того, что эти проекты нам показались перспективными и талантливо написанными, в них также поднимаются очень важные темы: как в игровом, так и в документальном. Семья, взаимоотношения отцов и детей — тема вечная, и авторы ее передали достаточно глубоко, интересно и профессионально. Также мы оценивали стадию готовности проекта: кому эти триста тысяч будут полезны? Были неплохие проекты в документальном кино, но с бюджетом восемь, десять миллионов рублей. И понятно, что эта небольшая сумма не сделала бы «погоды». А вот, например, проект Анастасии Приймачок про семью, в которой растет четырнадцать детей, обещает быть не очень дорогим. И как раз эти триста тысяч помогут завершить работу над проектом — пусть пока студенческим проектом, но мы видим в нем определенный фестивальный потенциал. И зрительский. Поэтому мы его поддержали.

 — То есть при подаче заявки авторам стоит учитывать этот момент? Выбирая между дорогими фильмами и не очень…

— Да, одно дело — качество и перспективы, но при этом реализация зачастую достаточно далека. Что касается проекта Батора Доржиева, который выиграл в номинации «Игровое кино», там тоже требуется не самая большая сумма. И приз, надеемся, поможет ему справиться и сделать эту короткометражную работу. И кроме того, Батор замечательно представил свой проект, всех убедила его презентация. Проект Андрея Юдина выиграл специальный приз от «Гайдай-центра». Андрей — опытный местный кинематографист, он уже снял полный метр. На питчинге у него была достаточно симпатичная, интересная история, мы видим в ней определенный потенциал. И я не знаю, хватит ли ему этой суммы, чтобы снять кино, но захотелось этот проект как-то отметить. Комедию писать достаточно сложно, автор на правильном пути.

— Вы оцениваете проекты на питчингах всей страны. Скажите, чем отличаются иркутские заявки от прочих?

 — Здесь во многом колорит определяет озеро Байкал. Много проектов о нем, и это очень здорово. Также здесь очень сильные традиции документального кино. И еще с этого года хочется отметить: всё больше игровых фильмов становится крепче. Я надеюсь, что они будут развиваться, и в целом игровое кино и сериалы будут в Иркутске более профессиональными, качественными. И авторы станут писать хорошие истории, и игровые проекты будут всё лучше и лучше. Раньше, если честно, порой было сложно выбрать те же 5–6 проектов для шорт-листа в игровом кино. Сейчас в Иркутске сложилась достаточно неплохая компания.

— Авторам нужна обратная связь, и самый простой ее вариант — это оценки, баллы, как в конкурсах президентских грантов. Нет ли мысли сделать оценку экспертов открытой, чтобы участники видели, где именно их проект «провисает», где надо доработать?

— Мы вообще думаем над питчингом: как его развивать? Нам кажется, что сами питчинги уже понемногу изживают себя. Нужно развивать систему лабораторий, работу на тренингах. Да, за короткий срок не напишешь полноценный сценарий, но проект включает в себя много других пунктов: это и смета, и презентация, и прочее. И зачастую неопытные авторы не могут качественно подготовить эти моменты. А если всё это проработать в рамках лаборатории под руководством мастеров — это увеличивает и шансы проекта получить поддержку, и сам проект становится крепче. Поэтому мы думаем, что более эффективным решением будет обратная связь в ходе плодотворного сотрудничества в рамках лаборатории.

История отца и сына Батор Доржиев, который работает над проектом «АБА И SON», рассказал о себе и своем будущем фильме. Автору 33 года, он живет в Москве, работает на разных кинопроектах вторым режиссером, директором фильма, администратором, помощником режиссера. Его история — о том, как молодой человек, давно покинувший свою малую родину, приезжает в деревню, чтобы получить подпись отца. Они не виделись много лет, и попытки наладить отношения оказываются не очень успешными. После ряда событий, в том числе и мистических, герой принимает решение — учить вместе с дочкой бурятский язык, чтобы сохранить свою культуру. Автор привел цифры и исследования, которые говорят, что культуре бурят всерьез грозит исчезновение.

— Этот проект я готовил девять лет, — говорит Батор Доржиев, — в 2014 году это был проект полнометражной картины и первая версия сценария сильно отличалась от нынешней версии. Это была больше классическая драма об отцах и детях. — Расскажите, как родился замысел? — В то время ходили разговоры, что в России планируют объединить субъекты, что приведет к потере статуса национальных республик. Мне это казалось неприятным моментом: если Республики Бурятия не будет на карте мира. И у меня возникла идея: рассказать историю о том, как умирает нация и культура. На сюжет также повлиял личный опыт: в студенческие годы я часто встречал определенную агрессию в свой адрес со стороны тех, кто знал бурятский язык — за то, что я его не знал. Но ведь человек, который не знает родного языка, в сущности, чем-то обделен в жизни. И надо понимать, почему так произошло, а не тыкать его. Для меня это сравнимо с тем, чтобы издеваться, например, над инвалидом. Если ты знаешь язык — значит, ты богаче в какой-то мере, и нужно, наоборот, поделиться богатством, помочь своему земляку. Ведь мы единый народ, а такие моменты, напротив, вызывали некоторое отторжение к тому, чтобы изучать свой язык. Казалось: если я выучу язык и стану таким же высокомерным, как эти люди, то лучше не надо. Эти ассоциации шли на психологическом уровне. А потом один человек меня заставил задуматься: «А откуда они знают свой язык? Потому что их дома родители научили. А у наших родителей не было возможности нас обучить. У всех были разные условия, разная среда, и неправильно так осуждать». Это я вставил в сценарий одной из сюжетных линий: как жители деревни пренебрежительно относятся к главному герою.

— В фильме присутствуют элементы мистики. А вы сами сталкивались с этим в жизни?

 — Да, нередко возникали моменты, которые я никак не мог объяснить. Иногда возникало очень странное чувство, что я знал людей раньше. Однажды я познакомился с человеком и каким-то образом почувствовал, что знаю, где он живет. Угадал улицу, дом, вплоть до номера квартиры. Хотя я видел его впервые в жизни. Я потом думал: может, надо было в этот день купить лотерейный билет, раз все так точно совпало? Или было так: не можешь найти какую-то вещь, и потом она появляется в каком-то неожиданном месте, где ее никак не могло быть. С годами я стал как-то по-другому относиться к непонятным вещам, понял, что не все в этом мире можно объяснить рационально. И много загадок на этой земле. Поэтому я перестал страдать юношеским максимализмом и отрицать необъяснимое. Не зря есть все эти разговоры о духах, внутренней энергии. Я стал изучать эти темы и понял, что всё возможно, все взаимосвязано.

— Когда планируете начать работу над фильмом?

 — Съемки предполагаю начать весной. Сейчас уже осень, а на подготовку должно уйти несколько месяцев. К тому же я хочу снимать больше весной и летом, чтобы красиво показать пейзажи Бурятии, озера Байкал, бурятских степей. Всё это лучше смотрится, когда будет цвести, сиять, а не просто покрыто снегом. Снег везде красиво выглядит, но мне хотелось рассказать историю именно о своей родине и показать свою природу.

— Как планируете распределить полученный приз?

 — Я буду расходовать его только на самое необходимое: проживание, питание, перевозка съемочной группы, покупка реквизита, одежды. И оплата работы главных специалистов: это оператор-постановщик, звукорежиссер, монтажер. Конечно, очень сложно растянуть этот бюджет на целый фильм, поэтому придется в первую очередь искать энтузиастов, которые согласятся работать за саму идею. Предстоит очень много трат. Постараемся, конечно, максимально сэкономить в тех моментах, где мы сможем что-то сделать своими руками. Но сильно удешевлять проект тоже не хочется, чтобы это не шло во вред качеству.

 — Известные актеры иногда согласны играть в малобюджетных фильмах, если им нравится идея. Вы не думали кого-то пригласить?

— Я уже предварительно подобрал актеров. Так как история крутится в основном вокруг персонажей бурятской национальности, то известных российских актеров не получится взять на главные роли. Разве что на какие-то эпизоды, но это вряд ли. Если брать известных актеров, то нужно пользоваться их опытом и талантом на полную мощь, а не просто ради галочки. К тому же у меня короткометражный фильм, я не собираюсь на нем зарабатывать. Есть очень много талантливых актеров, которые, может, не известны публике, но которые смогли бы рассказать мою историю. Ведь самое главное — рассказать самую суть истории благодаря хорошей съемочной группе и хорошим актерам.

 — Во время презентации многое не расскажешь. В частности, не совсем ясно, в чем конфликт отца и сына… Расскажите, если можно.

 — Негатив в основном со стороны сына к отцу, потому что именно дети обычно чувствуют себя брошенными, а родители, наоборот, испытывают вину за то, что не уделяли время. Так что конфликт в первую очередь внутри самого героя, который вырос с неприязнью к отцу, считая, что он бросил его и маму. И влияние мамы тоже имеет место, потому что трудно представить такое в разведенных семьях: когда мама растит в одиночку ребенка и будет нахваливать отца, который не помогал семье. И тут есть желание найти какое-то примирение. Все равно, как бы мы ни злились на близких родственников, мы в глубине души хотим найти какое-то примирение, гармонию — и с ними, и с собой. В этом был второй смысл названия истории «АБА И SON», что означает «отец» на бурятском языке и «сын» на английском. С одной стороны, это история отца и сына, которого отец в шутку называет по-английски, подчеркивая, что он приехал как бы из другого мира. А герой не очень-то принимает эту шутку. А в конце уже дочь спрашивает: «Как будет по-бурятски „отец“»? И герой открывает словарь и говорит: «Аба». И тут уже он является одновременно и сыном, и отцом. В этом вся суть истории: что конфликт не только между разными поколениями, а в первую очередь стоит разобраться внутри себя, чтобы найти гармонию с близкими людьми. Проблема отцов и детей — старая проблема, которая никуда не уходит. В двух словах всё объяснить не так просто, но я думаю, что в фильме мы сумеем рассказать больше.

Непростой жанр комедии

И еще один автор — Андрей Юдин, получивший специальный приз за проект комедии «Свой ад». По сюжету главный герой — деревенский выпивоха, парень сродни героям Шукшина, неплохой, но проблемный. После драки на свадьбе он попадает на тот свет, где пытается найти свою маму. Последует выяснение давних проблем, но все закончится хорошо. Жанр — комедия. Автор также ответил на несколько вопросов:

— Андрей, расскажите, как возник проект?

— Захотелось сделать кино по чужому сценарию, на примете был скрипт знакомой сценаристки.

— Есть ли в сюжете реальные персонажи?

 — В изначальной версии сценария — нет, в текущем варианте синопсиса — скорее да. Частично образ персонажа основан на наблюдении. — На предзащите вы рассказали версию сюжета, которая сильно отличалась от той, что была на защите. Вы сами решили все поменять, или думали всей командой?

— Было много итераций синопсиса, предпоследний драфт был на предзащите, последний — на защите. Сейчас мы еще раз меняем историю, уже после питчинга. Над проектом работает команда из трех человек сейчас: Лиза Оводнева, Оксана Цепилова и я. Изменения — это предмет командной работы. — Когда примерно планируется выпустить фильм? И где его можно будет увидеть? — Фильм будет снят, если нам удастся сделать такой вариант истории, который будет удовлетворять всех авторов проекта. Если консенсуса не достичь, тогда переключимся на другие проекты.

Вероника Песчинская
Назад к публикациям
29 апреля
 
В этот день в 1955 году родилась Лариса УДОВИЧЕНКО - киноактриса ("Летучая мышь", "Место встречи изменить нельзя", "Зимняя вишня", "Мэри Поппинс, до свиданья")
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке


© Иркутскоблкинофонд 2010 - 2022 | Разработано: Icorporate