Версия для слабовидящих

Радик Фаразутдинов: «Зритель – это, прежде всего, человек разумный»

Радик Фаразутдинов: «Зритель – это, прежде всего, человек разумный»
«Конкурент» беседует с директором Иркутского областного кинофонда.
Радик Фаразутдинов – новое имя в киноиндустрии. Несмотря на то, что возглавляет областной кинофонд он сравнительно недавно, с августа прошлого года, уже можно говорить о тех изменениях, которые произошли за этот срок в учреждении. О кинофонде, уникальных архивах, о детях, взаимоотношениях между мужчиной и женщиной мы и беседовали, ну и о кино, конечно.

- Радик, для Вас кино – это и работа, и развлечение?
- Кино – это, прежде всего работа. Хотя в киноиндустрию попал, можно сказать, случайно. С 2005 по 2010 год моя деятельность строилась в бизнес среде. В 2008 году стал победителем федерального проекта «Кадровый резерв. Профессиональная команда страны», в Иркутской области из 300 кандидатов, было отобрано, порядка 35 человек. Как собственник бизнеса стал получать приглашения на различные дискуссионные и экспертные площадки, посвященные бизнесу и государственному управлению, основными задачами которых было именно применение опыта бизнеса в управлении государственными предприятиями, проектами в сфере государственно частного партнёрства, а в 2010 году Министерство культуры Иркутской области объявило конкурс на замещение должности директора Областного учреждения «Иркутский областной кинофонд». Причём искали в большей степени именно управленца. Я принял участие в конкурсе и победил, после чего я возглавил учреждение.

- Что представляет собой областной кинофонд?
- Это государственное учреждение культуры. У нас есть два филиала: в Тулуне и Черемхово. Работаем мы по четырём основным направлениями. Во-первых, архив, который насчитывает около десяти тысяч фильмокопий. Это съёмки, сделанные Восточно-Сибирской студией кинохроники в период с 1939 по 1995 год. Есть уникальные кадры самых главных строек страны от Красноярска до Владивостока, включая знаменитую стройку БАМ.

- Чем еще ценен этот архив, помимо съёмок главных строек страны?
- Ценность именно в отснятых материалах. Такие плёнки очень востребованы среди ученых-историков, среди обычного населения. Часто просят найти в архиве плёнку, на которой сняты чьи-то дедушки и бабушки. И самое главное мы их находим. Это наша история, которую можно не просто прочитать, или посмотреть на фото, а увидеть в движении. Для сохранения весь архив мы перенесли на цифровые носители. Для этих специальных накопителей арендована небольшая банковская ячейка. Интересно, как меняются технологии. Для хранения плёночных носителей мы содержим отдельное здание с соответствующей техникой пожаробезопасности, специально созданными условиями. А для цифровых носителей достаточно маленькой банковской ячейки.

- Почему в банке храните?
- Это особо ценное имущество. А аренда ячейки - это дополнительная безопасность и от посягательств любителей делать пиратские копии, и от случайной гибели при форс мажорных обстоятельствах. Это первое направление в работе.

- Понятно. А второе?
- Второе – это региональный кинопоказ. Мы поставляем фильмы на муниципальные киноустановки находящиеся в деревнях, сёлах, маленьких, отдалённых городах Иркутской области, где нет кинотеатров, и показываем фильмы, для того, чтобы обеспечить досуг населению. Есть поселения где киноустановки уже давно не работают, там мы используем передвижные кино комплексы. Кино на сегодняшний деньявляется одним из самых дешёвых способов отдыха. Согласитесь, студенту сводить девушку в кино значительно дешевле, чем пригласить на ужин в ресторан или даже кафе.

- Третий пункт деятельности.
- Непосредственно наш зал - Дом кино в Иркутске. Прежде всего, это самая популярная фестивальная площадка в области кино в регионе. Самые популярные и полюбившиеся фестивали – Российский фестиваль «Арт кино», Future Shorts, Манхеттенский международный кинофестиваль и конечно же один из самых известных, который проводится уже на протяжении 10 лет – «Человек и Природа». В этом году мы пересмотрели его концепцию, расширили рамки фестиваля, организовали ряд дополнительных тематических площадок. Такие фестивали никогда не будут проходить в коммерческих кинотеатрах, так как их рентабельность не представляет коммерческого интереса для бизнеса, для нас же это ещё одна возможность познакомить людей с кино искусством, что в свою очередь является приоритетной целью данного направления.

- У фестиваля международный статус, но знают о нём, в основном только в Иркутске. Не планируете ли Вы ему масштабности добавить?
- Не соглашусь с Вами, фестиваль имеет известность далеко за пределами Иркутской области, он носит статус «Международный» и мы ежегодно принимаем у себя в гостях документалистов из разных стран, но Мы работаем над тем, что бы он был известен не только кинематографистам, но и всем для кого эти фильмы снимаются. X кинофестиваль пройдет в обновленном формате. Во-первых, идейный вдохновитель, президент и основатель фестиваля,(дальше нужно вставить его титулы, можно посмотреть в интернете) Владимир Иванович Самойличенко, передаёт эстафету Сергею Мирошниченко, заслуженному деятелю искусств России, сценаристу, режиссёру, продюсеру, лауреату премии киноакадемии «Ника» и многочисленных кинофестивалей. Сергей Валентинович с радостью принял наше приглашение и будет в дальнейшем представлять фестиваль на всех уровнях. В этом году впервые откроется интернет-площадка для обсуждения фильмов, состоится экологический форум. В дискуссии сойдутся экологи и учёные, будут обсуждать достижения в области эколлогии. По результатам этой площадки должны появиться темы, которые режиссёры-документалисты в дальнейшем смогут использовать для съемок новых фильмов. Традиционно продолжатся показы фильмов в ВУЗах, будет открыто кино-кафе. Там представители СМИ смогут задать любые вопросы режиссёрам и операторам, участникам фестиваля. И это далеко не всё, пока не буду раскрывать всех секретов.

- Но это опять же все будет проходить только в Иркутске…
- Да. А в регион мы отправим два передвижных комплекса, которые позволяют показывать кино даже в поле. То есть состоится эхо-фестиваль прошлого сезона, будут представлены лучшие работы 2010 года. По завершении «Человек и Природа - 2011» повезём новые лучшие фильмы в глубинку. К тому же, документалисты сами выезжают в регион, представляют свои ленты, отвечают на вопросы зрителей. Я видел глаза людей на этих творческих встречах и понял, как это важно и нужно для неискушённых зрителей провинции.

- Неужели нет желания выйти на другой уровень, скажем, организовывать просмотры в Красноярске, Новосибирске, Москве, Нью-Йорке?
- У фестиваля есть узнаваемость. И выносить его на площадки других городов нет смысла. Он проводится традиционно в Иркутске и нам важно привлекать внимание к региону. Но заниматься популяризацией фестиваля нужно. Стараться делать так, чтобы приезжали к нам, в Иркутск, а не наоборот.

- Какие ещё кинофестивали проходят здесь?
- Как я уже озвучивал, это фестиваль короткометражного кино «Future Shorts», который проходит четыре раза в год. Программа интересна как для молодёжи, так и для взрослого поколения. Важно, что для производства короткометражек не нужны большие деньги, но режиссёр за десять минут должен успеть раскрыть смысл, донести идею до зрителя и вызвать у него какие-то эмоции. Мне очень нравится этот жанр. В прошлом году в Иркутске мы впервые представляли Манхеттенский кинофестиваль. Он одновременно проходит в 200 городах мира, в том числе в 21 российском. В Иркутске он прошёл с большим успехом.

- В чём его смысл?
- Это тоже короткий метр. Люди смотрят работы и на выходе голосуют, то есть жюри фестиваля – обычные зрители во всём мире. Заполненные анкеты мы отправляем в Нью-Йорк, там ведётся подсчёт голосов и в конце выбирается победитель. Интересно сравнивать мнения зрителей из разных стран и городов России. Очень явно прослеживается разница в менталитетах. Предпочтения иркутян почти на сто процентов совпадают с общемировым мнением. Любое мероприятие, мы стараемся не просто провести, а сделать так, чтобы оно оставило след в памяти зрителя. Допустим, на Манхеттенском кинофестивале в конце показа зрителей угощали яблоками, как символ города Нью-Йорка.

- Ещё Вы сами снимаете документальное кино.
- Да. На мой взгляд, это очень интересное направление, которое требует особого внимания. Тон в своё время задала Восточно-Сибирская студия кинохроники. Её слава гремела на всю страну. На самом современном оборудовании постоянно работали съёмочные бригады. Сейчас мы стараемся сохранить то, что было наработано, а также кадровый потенциал, чтобы передать накопленный опыт молодому поколению.

- О чём снимают сегодня документальное кино?
- В конце прошлого года мы делали фильм об учителях Иркутской области. Стараемся различными способами аккумулировать денежные средства для того, чтобы снимать фильмы по собственным идеям.

- Какие есть идеи?
- Хотим снять фильм о малых народностях нашего региона. В трехстах километрах от города Зима, в тайге, стоит деревня галендров. Это выходцы из Шотландии. Вот об этих людях, о том, как они попали в Сибирь мы и хотим снять фильм. Поиск тем идёт постоянно. Еще одна идея - фильм об Ирдынских играх. Люди знают об Олимпийских играх, но не знают, что существовала гора Ёрд, недалеко от нас, и там проводили аналог Олимпийских игр, куда приезжали спортсмены из Японии, Кореи, Бурятии, можно сказать, проходили Азиатские олимпийские игры.

- Те фильмы, которые можно посмотреть в Доме кино вряд ли увидишь в коммерческих кинотеатрах…
- Да, это так. Интеллектуальное кино пользуется меньшим спросом, чем блокбастеры и эффектные 3D-фильмы, поэтому их и не увидишь в коммерческом кинотеатре, для бизнеса это не интересно. Но от этого направления нельзя отказываться, потому что интеллектуальное кино в какой-то степени меняет представление о мире. Если после просмотра в человеке что-то меняется к лучшему, или он принимает какое-то важное решение, это дорогого стоит. Это определённый вклад в развитие интеллекта, в первую очередь у молодежи. Непопулярность связана с тем, что не все могут дотянуться до фильмов такого уровня.

- Такие фильмы относятся к жанру «Арт-хаус»?
- Да. Есть работы, которые вообще тяжело где-то найти и увидеть. Недавно к нам приезжали девушки из Москвы, сняли фильм о женщине, болеющей раком. Не вложили ни копейки денег, только свою энергию. После просмотра зрители не расходились, просто сидели минут 15 в полной тишине. И каждый вышел с какими-то эмоциями. Где ещё такое увидишь? Ещё это возможность режиссёру увидеть результат своей деятельности, сделать некий срез и получить вдохновение для дальнейшего творчества.

- Составьте собирательный портрет вашего зрителя.
- Это как молодёжь, так и зрелое поколение, потому что на один и тот же фильм могут прийти и те, и другие. А после просмотра долго дискутировать. Наш зритель – это, прежде всего, человек разумный. Он идет не за эффектом «страха» или «скорости», он идет за эффектом эмоциональным и умственным.

- Конкурируете ли Вы с коммерческими кинотеатрами?
- Я бы не называл это конкуренцией. Потенциал современных кинотеатров несоизмерим с нашим. Это многозальники с комфортными креслами и современными спецэффектами. Мы же за этим не гонимся. У нас все-таки разные целевые аудитории. И это в некотором роде совместная работа.

- А вы сами фильмы в каких жанрах смотрите?
- Я вообще люблю кино. И хожу как на коммерческие ленты, так и на фильмы в стиле арт-хаус. Но эффект от интеллектуального кино нравится больше.

- Что произвело впечатление из последнего увиденного?
- Короткометражка о кузнеце, который живёт в степи Казахстана. Меня до глубины души тронуло. Как автор смог за 10 минут показать целую жизнь человека? Как мастерски надо написать сценарий, чтобы зритель не запутался, всё правильно понял? Шедевр. А если говорить о коммерческом кино, то могу отметить кинокомедию «Притворись моей женой». Понравилось, как построен фильм, есть и юмор, и серьёзные моменты.

- «Поколение П» смотрели?
- Пока нет, но обязательно посмотрю. Я часто бываю на кинорынках и работы, которые в скором будущем появляются в прокате, я иногда смотрю заранее там. «Поколение П» я частично там видел, поэтому обязательно посмотрю в конечном варианте.

- Этот фильм, наверное, даже для показа в качестве интеллектуального кино подойдет.
- Возможно, хотя он пройдет по всем кинотеатрам страны, и в скором времени появится в интернете. Поэтому нам не выгодно его приобретать. Хотя если организовать после него дискуссию, возможно, это будет интересно.

- Мы затронули тему пиратских копий. Что думаете об этом?
- Пиратские копии наносят урон как индустрии в целом, так и конкретным авторам. Если фильм собирает многомиллионные бюджеты, создатели пострадают меньше. А если лента с небольшим бюджетом, а зритель посмотрел её в интернете и не пошёл в кинотеатр, то здесь совсем другая история. Те меры, которые сейчас предпринимаются эффективны, но тем не менее зайдите в интернет и всё становиться ясно. Каждая копия защищена. Сейчас технологии настолько развиты, что можно определить по копии в интернете, в каком кинотеатре делали съемку. Такие истории уже были и в последующем таким кинотеатрам не присылают следующий фильм, на котором можно заработать.

- Как будет в будущем развиваться киноиндустрия?
- Думаю, будет развиваться в заданном сейчас направлении, появятся новые кинотеатры и форматы. Уже не новинка телевизоры в формате 3D. И можно только фантазировать, куда это всё приведёт.

- Как вы относитесь к формату 3D?
- 3D для нашей страны не новинка. Наша проблема в том, что у нас есть идея, есть её обсуждение, а до реализации дело доходит очень редко. Я ещё маленький был, когда ходил на фильмы с таким эффектом. Но только после фильма «Аватар» об этом серьёзно заговорили. Интересная технология, но не стоит забывать о безопасности для здоровья.

Анна Игнатьева, "The Конкурент"
Назад к публикациям
29 марта
 
1886 (125 лет) - В Атланте доктор Джон ПЕМБЕРТОН создал кока-колу. Он предполагал, что это будет чудодейственный эликсир, снимающий головную боль и прочие недомогания.
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке


© Иркутскоблкинофонд 2010 - 2022 | Разработано: Icorporate