Становление иркутского кино 1897-1920 гг.
Кинематограф первых пяти-семи лет его жизни называют по-разному: «бродячий», «балаганный», «ярмарочный». Так одинаково образно определяют художественный уровень нового зрелища и довольно точно описывают способ его существования. Фильмов было немного, отсутствовала возможность обновлять репертуар, поэтому приходилось часто менять зрителей. Исчерпав их интерес в одном месте, демонстраторы перебирались в другое. Брали на время в аренду зал кафе, раскидывали легкий балаган, а то и просто приспосабливали под сеансы какой-то склад, или ограничивались легким навесом. Спустя какое-то время переезжали вновь. Так существовал кинематограф в Европе. Приблизительно так, но с меньшим размахом и с большими трудностями существовал он в центральных и южных районах России.
В Сибири дело обстояло несколько иначе. И расстояния велики, и выбор места для сеансов сложнее: в сарай или легкий балаган, когда большую часть года за порогом лежит снег, зрителя не заманишь. Да и необходимости в этом не было: неизбалованные разнообразием культурного досуга сибиряки охотно предоставляли лучшие городские помещения под сеансы. В Сибири кинематограф первого десятка лет был, скорее, гастрольно-железнодорожным. Железная дорога была его основным средством передвижения и основным регулировщиком интенсивности гастролей и их маршрутов по наиболее крупным городам вдоль железнодорожного полотна, в основном с запада на восток.
Но даже стальная дорога из-за отдаленности не исключала угрозы всяческих рисков, отчего в первые годы владельцы аппаратов стремились заручиться в поездке общей с кем-то крышей. Часто это был цирк, передвижные экспозиции вроде «Музея-паноптикума», или концертные коллективы. В 1899 году иркутские газеты писали: «В субботу 22-го и воскресенье 23-го июля балетно-концертной труппой Верони-Вест дано будет большое гала-представление, в котором примет участие кинематограф». Сеансы чисто кинематографические постепенно становились длиннее: на первых порах минут 30–45, позднее около часа и больше (с антрактом); количество лент увеличилось до 15–20-ти.
В Иркутске, на удивление рано, уже весной 1897 года, состоялись, по утверждению газеты «Восточное обозрение», первые киносеансы, и провел их человек по фамилии Маржецкий. Приятно удивляет финал заметки: «Так как в театре Вольского далеко не для всех окажется доступным ознакомление с кинематографом, то было бы желательным, чтобы лица и учреждения, имеющие отношение к учащимся, а также к рабочему серому люду, позаботились ознакомить их с этим замечательным изобретением техники, которому в истории народов суждено будет сыграть весьма крупную просветительную роль». Этот же факт нашёл подтверждение в летописи Ю.П.Колмакова. Он пишет: «14 апреля 1897 года в театре Н.И.Вольского Маржецкий демонстрировал два величайших изобретение века – кинематогроф и микрофон». Нет, недаром все же Иркутск претендовал на роль некоронованной столицы Сибири, и не случайно именно он через десяток лет станет признанной кинематографической столицей края.
К концу 1903-го года, когда Транссиб был построен, возросла интенсивность гастролей: теперь в крупных городах кинематограф гостил 8–10 раз в год, а к 1908-му почти ежемесячно.
1908-й год—особый в истории кино Сибири. Уже в самом конце уходящего 1907 года в иркутских газетах появилось такое объявление: «С воскресенья,16 декабря, на углу Большой и 3-й Солдатской в доме Кравца открыт ежедневный Электро-иллюзион-театр. Представления через каждый час». От ставшей уже привычной рекламы киногастролей объявление отличалось, во-первых, указанием места сеансов—им было не помещение Общественного собрания, один из концертных залов или базарный балаган (как прежде), а приобретенное в центре города, специально оборудованное здание. Во-вторых, объявление не исчезло ни через неделю, ни через месяц, ни через год. Все это означало, что в городе Иркутске появился первый постоянный кинотеатр. Его же, судя по тогдашней прессе, следует считать и первым кинотеатром в Сибири.
Осенью 1907 года Петр Родионович Кравец, видный лесопромышленник, округлявший свой капитал еще и строительством доходных домов, продавал свое здание по Большой улице. Место бойкое, центр города, поэтому претендентов на покупку оказалось немало. Но всех претендентов неожиданно обошел Антонио Михайлович Дон-Отелло, обрусевший итальянец. Он заполучил и переоборудовал дом, а в Иркутске появился первый синематографический театр "Электроиллюзион". Этого человека можно считать «отцом» иркутской киноиндустрии. Ему в разные годы принадлежали самые известные кинотеатры города: 1-ый образцовый гранд-электротеатр «Иллюзион» (угол улиц Большой и 3-ей Солдатской), «Одеон» (затем «Гранд-Иллюзион»), «Новый», «Модерн» (бывший театр Гиллера), с 1917 года – кинотеатр «Художественный», который А.М.Дон-Отелло купил после кончины К.С. Ягджоглу.
Дон-Отелло постоянно рекламировал свою деятельность. 26 января 1910 года газета «Сибирь» опубликовала объявление:
«Я, Антонио Михайлович Дон-Отелло, сегодня счастлив дать своим посетителям действительно редкое удовольствие. Не нахожу слов передать того идеального зрелища, того чувства неги, величия и роскоши, которое безусловно захватит зрителя. С гордостью скажу больше. Предлагаю побывать всему Иркутску у меня: предлагаемая программа – бриллиант-самородок в 10000 карат.»
Уже в 1909 году в апреле в Иркутске демонстрировалась кинолента «Виды Байкала», снятая фирмой «А.М. Дон-Отелло и К», был выписан из Италии специальный фотограф (кинооператор) для создания собственных документальных и видовых фильмов. До 1918 года фирмой Дон-Отелло снято более 20 фильмов. Иркутяне стали зрителями фильмов: «Фехтовально-гимнастические упражнения в школе 7-ой Сибирской стрелковой дивизии», «Заключительные маневры войск Иркутского военного округа», «Первый полет в Иркутске авиатора Я.И.Седова», «Иркутск и иркутяне», «Кругобайкальская железная дорога», «Приезд в Иркутск монгольского посольства», «Гранд парад на Тихвинской площади в день 300-летия Дома Романовых», «Пребывание его императорского величества Великого князя Георгия Михайловича в Иркутске 30-31 января 1916 года», 20 июля 1918 года в «Большом театре», принадлежавшем «Товариществу Алексеева и Дон-Отелло», демонстрировались снимки последних политических событий в Иркутске и на Байкале, сделанные лично А.М.Дон-Отелло.
В 1910 году А.М.Дон-Отелло открыл первую в Сибири прокатную синематографическую контору. Киноимперия Дон-Отелло не ограничивалась только Иркутском, его кинотеатры создавались в других городах Сибири и Дальнего Востока. Во время революции Дон-Отелло решительно выступил против национализации кинотеатров, о чем он заявил в своей пламенной речи в 1917году на съезде кинопредпринимателей в Москве. А.М.Дон-Отелло, не принявший советской власти, бежал в Харбин.
Кинематограф в области с 20-ых по настоящее время.
После установления советской власти в Иркутске началась новая жизнь кинотеатров. Часть из них была передана под рабочие клубы, научные организации.
14 октября 1927 года после капитального ремонта открылся кинотеатр «Художественный». Он стал первым в 1932 году демонстрировать звуковые фильмы. Газета «Восточно-Сибирская правда» 4 января 1932 года сообщает, что 1 января впервые в Иркутске демонстрируется звуковое кино «Златые горы». В 1950-е годы также впервые в нем появился широкий экран. Сейчас это культурно-досуговый центр Байкальского государственного университета экономики и права "Художественный", Центр кинематографии России им. Л. Гайдая, это имя присвоено ему в 1999 году. Ежегодно Центр имени Гайдая проводит встречи с коллегами знаменитого комедиографа, показывает фильмы режиссера.
Управление кинофикации. Этапы его развития.
В первые годы советской власти все кинотеатры и их работа управлялись отделами народного образования, но уже с 1 ноября 1923 года организуется Иркутское отделение Госкино.
В документах ГАИО можно проследить как изменялся орган управления кинофикации в области, который ведал вопросами работы кинотеатров (строительство, оборудование, кадры работников кино):
- Иркутский областной трест кинофикации 1926 – 1938
- Управление кинофикации при облисполкоме 09.10 1938 – 1949
- Областное управление кинофикации 1950 – 1952
- Отдел кинофикации областного управления культуры 1953 – 1963
- Управление кинофикации Исполкома областного Совета народных депутатов 1963 – 1988
- Производственное объединение по кино и видеообслуживанию (киновидеообъединение) управления культуры Исполкома областного Совета народных депутатов 1989 – 1991
- Производственное объединение по кино и видеообслуживанию (объединение) исполкома областного Совета народных депутатов 01.01.1991 – 11.10. 1991
- Производственное объединение по кино и видеообслуживанию Администрации области 1.10.1991 – 02.04.1992
- Комитет по кино Администрации области 02.04.1992 – 07.05.1994.
В 1994 году Комитет по кино упразднен, его функции переданы Комитету по культуре Администрации области. К концу 80-ых годов ХХ века в области работало более 1500 киноустановок в государственной киносети, более 300 – в профсоюзной и более 100 - в ведомственной. В Иркутске работали 15 муниципальных кинотеатров и 1 областной («Гигант»).
В 90-е годы начинается резкий спад в популярности кинотеатров, это объясняется многими причинами: активно наступает телевидение, видеомагнитофоны приближают обывателя к домашнему просмотру кинофильмов, число зрителей в кинотеатрах резко падает, снижаются доходы кинотеатров, муниципальный бюджет уже не способен содержать и обслуживать кинотеатры, которые становятся нерентабельными. В киноиндустрии появляются новые технологии: приходят другое изображение, другой звук и другие требования к оснащению кинотеатров. Государственному кино приходит на смену частное предпринимательство. Иркутская область не стала исключением. На сегодня в области в государственном ведении работают только 3 кинозала государственного учреждения культуры «Иркутскоблкинофонд» и обслуживаются 67 городских и сельских стационарных киноустановок.
Органы управления кинопрокатом.
Иркутское отделение по прокату фильмов организовано с 1 ноября 1923 года из подотдела «Сибфотокомбината» Новониколаевского отдела.
С упразднением в 1926 году губернского и уездного деления и образования округов в составе Сибирского края изменялось и название прокатной организации: с1926 года – окружное отделение по прокату фильмов; с с1930 года - Восточно-Сибирская краевая контора «Росснабфильм»; с 1937 года – Иркутская областная контора «Роснабфильм»; с 1939 года – Иркутское областное отделение «Союзкинопрокат»; с 1940 года – Иркутская областная контора «Главкинопрокат».
С начала 30-х годов в области работали прокатные базы, отделения и агенства в городах Бодайбо, Киренск, Тулун, Черемхово.
С 1957 года были открыты прокаты в гг. Ангарске и Братске, с 1984 года Киренское агенство ликвидируется,оборудование переводится в г.Усть-Кут, где открывается Усть-Кутское отделение областной конторы «Главкинопрокат».
По решению Иркутского областного Совета народных депутатов № 557 от 23 ноября 1988 года Иркутская областная контора по прокату фильмов введена в состав Иркутского областного киновидеобъединения, которое в 1992 году реорганизовано в государственное предприятие «Иркутсккинопрокат».
По Постановлению губернатора Иркутской области №258-ПГ от 31 декабря 1996 года государственное предприятие «Иркутсккинопрокат» преобразовано в государственное учреждение культуры «Иркутский областной кинофонд».
Цели и специфика деятельности « Иркутскоблкинофонда» остались неизменными: содействие сохранению и развитию российской культуры, создание условий для доступа населения к произведениям кинематографии. В статусе государственного учреждения культуры и под названием «Иркутский областной кинофонд» организация кинопроката зарегистрирована 15 апреля 1997 года (в статусе областного государственного автономного учреждения культуры – с 2010г.). Опираясь на традиции прошлых лет, она не только сохранила свои функции, но и внедрила в практику новые формы и методы кинообслуживания зрителей.
IIриоритетом в деятельности учреждения является обеспечение доступа всех слоев населения области к произведениям отечественного и лучшим образцам зарубежного кинематографа.
Основными направлениями работы являются:
- Хранение, реставрация, пополнение фильмофонда, являющегося культурным достоянием Иркутской области.
- Организация проката кинофильмов на всех действующих в области киноустановках.
- Организация кинообслуживания населения в городах Тулун, Черемхово, Тулунском и Черемховском районах.
- IIроведение киномероприятий - кинофестивалей, тематических кинопоказов, кинопремьер.
- Ведение государственной статистической отчетности в области кинематографии.
- Оказание технической, методической, консультативной помощи организациям кинематографии области.
- Видеотехническое обеспечение областных культурно-массовых мероприятий.
За прошедшие годы обширное собрание фильмов ГУК «Иркутскоблкинофонд» пополнилось 180 новыми кинолентами, обслужены десятки тысяч зрителей, как в Иркутске, так и в других городах, а также сельских районах. Областная фильмотека хранит 9748 фильмокопий 5415 названий кинолент, имеется обширный фонд анимационного, научно-популярного и хроникально-документального кино. Работает рекламно-информационный отдел, располагающий богатым справочным материалом. Фильмы разнообразной тематики широко используются при проведении праздничных и просветительских мероприятий.
Всего «Иркутскоблкинофонд» обслуживает 37 городских и 28 сельских стационарных киноустановок. Все города и районы области, в которых имеются действующие кинотеатры и киноустановки, обслуживаются 3 кинопрокатными подразделениями облкинофонда: головное - г. Иркутск, Тулунский филиал и Черемховский филиал.
Для кинообслуживания сельских населенных пунктов в 2007 - 2008 годах приобретены две видеопередвижки, работают три собственных кинозала платного кинопоказа в Иркутске, Черемхово и Тулуне.
ОГАУК «Иркутскоблкинофонд» активно участвует в культурной жизни региона. По его инициативе создан Центр Российской кинематографии им. Л.Гайдая, который стал местом проведения различных киномероприятий и творческих встреч с деятелями кино. ОГАУК «Иркутскоблкинофонд» организовал премьеры 25-х новых российских фильмов с участием их создателей. Гостями области были известные актеры и режиссеры, среди которых А.Кузнецов, Л.Лужина, Н. Бурляев, Н. Бондарчук, С. Говорухин, Б.Галкин, А.Ливанов, С.Светличная и многие другие.
Ежегодно в дни школьных каникул (ноябрь, январь, март, июнь) проводятся традиционные фестивали детского кино. В целях профилактики правонарушений, наркомании, пропаганды здорового образа жизни проводятся кинолектории с привлечением специалистов. В течение учебного года наиболее востребованы фильмы - экранизации литературных произведений. Ежемесячно кинотеатрам и киноустановкам области выдается 15-20 таких программ.
Являясь государственным учреждением, «Иркутский областной кинофонд» особое внимание уделяет продвижению и пропаганде отечественного кино, фильмов для детей и подростков, организации благотворительных сеансов для ветеранов, пенсионеров, малообеспеченных слоев населения, воспитанников детских домов, школ-интернатов.
Большое внимание уделяется показу фильмов для ветеранов и пенсионеров.
В рамках программы «Старшее поколение» ежегодно, в мае, на территории области проводится кинофестиваль «Нам дороги эти позабыть нельзя», посвященный Дню Победы. В октябре в День пожилого человека проводятся десятки благотворительных сеансов для пенсионеров.
Средства, выделенные из бюджета области на пополнение фильмофонда, расходуются в основном на приобретение новых отечественных фильмов, а также детских фильмов и повторного тиража лучших отечественных фильмов выпуска прошлых лет.
В хранилищах ОГАУК «Иркутскоблкинофонд» сосредоточены уникальные фильмы прошлых лет, из которых формируются программы тематических показов и кинофестивалей, посвященных празднованию Победы в Великой Отечественной войне, знаменательным датам в жизни Иркутска и области. Этот, имеющийся в распоряжении государственного учреждения культуры фильмофонд позволяет постоянно организовывать тематические показы для разных категорий зрителей.
Деятельность ОГАУК «Иркутсколблкинофонд» способствует укреплению позиций Иркутска в развитии отечественной культуры. Для пропаганды отечественного кино был образован центр российской кинематографии в кинотеатре «Художественный» по инициативе Иркутского облкинофонда, который работает с января 1999 года. В 2004 году в городе прошел XIII Международный кинофорум «Золотой Витязь»; в 2005 - благотворительная акция Международного кинофестиваля о правах человека «Сталкер», в 2007 году - кинофестиваль «Земля Вампилова». С 1999 года проводится Международный Байкальский фестиваль хроникально- документальных, научно-популярных и учебных фильмов «Человек и природа». В рамках Дней русской духовности и культуры «Сияние России» ежегодно проходит кинопоказ «Сибиряки - сибирякам».
ОГАУК «Иркутскоблкинофонд» по поручению органа управления культурой администрации области занимается сбором государственной статистической отчетности о наличии и эксплуатации киноустановок от районных и городских органов управления культурой, делает сводный отчет по этой форме, который предоставляется в областное статуправление и Министерство культуры России.
В структуру ОГАУК «Иркутскоблкинофонд» входит два филиала: Тулунский и Черемховский.
В августе 2008 года открыта музейная экспозиция, посвященная истории становления кинематографии в Приангарье. Работает кинозал «Дом кино».
«Иркутскоблкинофонд» тесно взаимодействует с коллегами из соседних регионов, крупными дистрибьюторами, принимает участие во всех культурных акциях, проводящихся в области.
Ежегодно на базе облкинофонда проводится 2-3 кинопоказа в год с приглашением отечественных режиссеров и актеров. В творческих встречах принимали участие известные актеры и режиссеры: Владимир Гуркин («Любовь и голуби»), Александр Михайлов («Любовь и голуби»), творческая группа киностудии «Бармолей». В рамках фестиваля «Эхо золотого витязя» гостями Иркутска стали президент фестиваля Николай Бурляев, актеры Владимир Конкин и Александр Михайлов. В 2001 году прошла встреча с актерами Анатолием Кузнецовым, Ларисой Лужиной, Борисом Токаревым. В целом же в области побывали с 1997 по 2009 годы А. Ливанов, Лидия Федосеева-Шукшина, Сергей Безруков, Н. Гребешкова, Марина Яковлева (заслуженная артистка РФ), Наталья Егорова (народная артистка РФ), Bсеволод Шиловский, Анна Овсянникова, Раиса Рязанова. Режиссеры – Михаил Юзовский, И. Ю. Степанов (директор гильдии кинорежиссеров), А. Сокуров (в 2004 году приезжал с группой «Эрмитажный мост» для презентации своих фильмов «Молох» и «Русский ковчег»), С. Ломкин (режиссер фильма «Прощание в июне» по А. Вампилову). Драматурги также посетили наш край - Гуркин, Инин. В 2007 году в «Доме Кино» состоялась премьера показа кинофильма «Земля Вампилова» с Ириной Купченко и Всеволодом Шиловским. В декабре этого же года приехала кинорежиссер Н. Бондарчук (она работает здесь, так как у нее тема - декабристы). В 2008 году прошла встреча с Александром Прошкиным и Зинаидой Кириенко в рамках показа фильма «Живи и помни».
Кинопроизводство в Иркутске. Страницы истории Восточно-Сибирской студии кинохроники.
К концу 20-ых годов XX века кроме кинопрокатной организации и органа управления кинофикации в области стало активно развиваться производство документальной хроники, которая в тот период рассматривалась «как важнейший фактор социалистического строительства, как актуальная кинематография, которая должна проникать во все поры политической, хозяйственной и культурной жизни страны».
С кинохроники, окрепшей и развившейся именно к концу 20-х началу 30-х годов XX века, начинались многие киностудии страны. Одной из них была Восточно-Сибирская студия кинохроники (тогда она называлась «База хроники Восточно-Сибирского края»).
Приказом правления «Союзкино» от 11 сентября 1930 года было образовано Восточно-Сибирское отделение «Союзкино». Уже в октябре 1930 года это отделение совместно с органами народного образования открыли в Иркутске в помещении кинотеатра «Новый» городской кинотеатр «Юный зритель».
В марте 1932 года открыта кинофабрика «Восточно-Сибирское отделение «Союзкинохроники», а в июне 1932 года получено оборудование и заканчивалось оснащение в Иркутске кинолаборатории, предназначенной для обработки малометражных фильмов и хроники.
14 октября 1932 года на экраны кинотеатров г. Иркутска вышел первый номер киножурнала «Восточная Сибирь». В его программу вошли сюжеты: 1. Краевой слет ударников полей; 2. Строительство Ангарского моста; 3. Иркутская пимокатная фабрика; 4. Первый авиасев.
7 февраля 1936 года произошло переименование организации в Иркутскую студию кинохроники с подчинением Главному управлению по производству хроникально-документальных фильмов Комитета по делам кинематографии при Совете народных комиссаров СССР.
Первый Устав Иркутской студии кинохроники принят в 1938 году.
В коллекции документальных фильмов «Иркутского областного кинофонда», переданной из Восточно-Сибирской студии кинохроники, сохранились киножурналы «Восточная Сибирь», снятые операторами студии с 1939 года. В 40-е – 50-е годы студией были открыты корреспондентские пункты:
1938 г. - Улан-Удэнский
Октябрь 1943 г. - Якутский
Ноябрь 1943 г. - Читинский
Март 1949 г. - Красноярский
Июль 1951 г. - Минусинский
В сентябре 1956 г. - апреле 1957 г. работал Ангарский корреспондентский пункт.
1 декабря 1963 года Иркутская студия кинохроники переименована в Восточно-Сибирскую студию кинохроники. В апреле 1967 года в г. Улан-Удэ открыт Бурятский филиал Восточно-Сибирской студии кинохроники.
Расцвет и подъем работы студии пришелся на 50-е – 80-е годы. Операторы и режиссеры студии снимали фильмы и сюжеты киножурналов не только в Восточной Сибири, но и по всему Советскому Союзу и за рубежом. Творчество студийцев было в эти годы отмечено наградами кинофестивалей всесоюзного и международного уровня. Вот только часть фильмов: «Покорители Ангары»(1957г.), «Мы из Чурапчи»(1970г.), «Сибирский богатырь Иван Ярыгин»(1976г.), «Большой десант»(1979г.), «Фартовый Солошенко»(1984г.), «Чужая боль»(1984г.), «Крестьянский сын»(1984г.), «Нужны Платоновы»(1985г.), «Олени идут по кругу»(1985г.), «Семь Симеонов»(1986г.), «Зона БАМ»(1987г.), «Маршал Блюхер.Портрет на фоне эпохи»(1988г.), «Жили-были семь Симеонов»(1989г.), «Удушье»(1989г.), «Зона затопления»(1990г.), «Кораль»(1995г.).
Выпуски журналов «Восточная Сибирь» также неоднократно отмечались на фестивалях.
В 1982 году кинематографисты Восточной Сибири объединились в творческий союз. На настоящее время в составе Восточно-Сибирского регионального отделения Общественной организации «Союз кинематографистов Российской Федерации» 27 членов.
В 2006 году Восточно-Сибирская студия кинохроники преобразована в акционерное общество.
Список использованной литературы.
- Колмаков Ю.П. Иркутская летопись 1661-1940 гг., Иркутск, 2003
- Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1902-1924 гг., Иркутск, 1994
- Медведев С.И. Иркутск на почтовых открытках, Москва, 1996
- «Восточное обозрение», Иркутск, 1897, 20 апреля
- Борьба за власть советов в Иркутской губернии. Сборник документов. Иркутск, 1957
- Газета «Сибирь», Иркутск, 1910, 26 января, 20 июля
- ГАИО, ф. 42, оп. 1, д. 108, лист 25
- ГАИО, ф.160, оп. 1, д. 357, лист 114
- ГАИО, ф.432, оп. 1, д.9, лист 33
- ГАИО, ф. Р-1460 оп. 2
- Протокол заседания правления Иркутского губернского отдела Всероссийского Союза работников искусств от 3 июня 1924 года. ГАИО, ф.432, оп. 1, д. 9, лист 33
- Пути советской кинохроники: Материалы 1-го Всесоюзного совещания работников кинохроники, М., 1933
- ГАИО, ф. Р-1390, оп. 1, д. 1
- Книга №2 приказов Базы хроники Восточно-Сибирского края.
- Наш товарищ – кино. Сборник, Новосибирск, 1981.
- Книга №3 приказов Базы хроники Восточно-Сибирского края.
- Текущая документация Тулунского филиала ГУК «Иркутскоблкинофонд»
- Текущая документация Черемховского филиала ГУК «Иркутскоблкинофонд»
- Текущая документация ГУК «Иркутскоблкинофонд»
- Культурное строительство в Иркутской области (1917-1967 гг.). Сборник документов, Иркутск, 1980
- Энциклопедический словарь «Иркутск» (статья «Кинематограф до 1917 г.»)
- Сибирская советская энциклопедия под общей редакцией М.К. Азадовского, М., 1931, Том 2, с.658 (статья «Кино»)
- «Бабушка кино» - рассказ об иркутских фотографах и кинематографах. Глава шестая. Гольдфарб С. Иркутск, Иркутск… Истории старого города. Иркутск, 2007, с.544-547
|