Версия для слабовидящих

События

На край света, чтобы спасти природу. В объективе режиссеров - погибшие от мусора морские обитатели, нарушенная миграция оленей, отсутствие питьевой воды.
Как донести документальное кино об экологических проблемах до широкого зрителя? Проще ли художественное кино на экологические темы, чем документальное? Как влияют экофильмы на зрителя?
В гостях программы "Навстречу" - Елена Утробина, программный директор и член отборочной комиссии Байкальского международного кинофестиваля «Человек и Природа».
Иркутский облкинофонд закупает звукозаписывающее оборудование Для будущей студии звукозаписи были приобретены профессиональные комплекты, необходимые для записи, сведения и мастеринга: активная акустическая система, динамические и конденсаторные микрофоны, контроллеры, студийные мониторы, программное обеспечение и многое другое.

Напомним, в 2022 году в рамках региональной государственной программы «Развитие культуры» на 2019-2024 годы был утверждён проект первой иркутской государственной профессиональной студии звукозаписи для кинопроизводства.

Для будущей студии была выбрана комната площадью 50 квадратных метров на территории цокольного этажа кинофонда. На данный момент, в помещении ведётся подготовка к формированию системы вентиляции, монтажу перекрытий и пенополиуретановых изоляционных блоков.

Запуск студии планируется в конце 2022 года.
Руководитель проекта "Иркутская поэзия в кадре" в эфире «Утро России. Иркутск» 04.02.22
«2022 - Год Культурного наследия народов России» Торжественное открытие года культурного наследия народов России в Иркутской области

История организации

Началом развития иркутского кино можно считать конец 1907 года. Именно тогда в доме видного лесопромышленника Кравца был открыт «Электро-иллюзион-театр», который стал первым в Сибири регулярным кинотеатром и просуществовал в разных ипостасях до 2005 года. Открывший его итальянец Антонио Михайлович Дон-Отелло, стал настоящим «отцом иркутской киноиндустрии»: его деятельность включала в себя не только прокат, но и кинопроизводство.

В 1909-10 гг. в иркутских иллюзионах демонстрировались первые хроники фирмы «А.М. Дон-Отелло и К»: «Виды Байкала» и «Весь Иркутск на экране».

К 1917 году в активе компании было уже более 30 кинолент. К этому моменту деятельность киноимперии Дон-Отелло распространялась не только на Иркутск, но и на другие города Сибири и Дальнего Востока. Являясь противником советской власти, А.М. Дон-Отелло бежит в Харбин, не встретив поддержки в советской России.

                                        d7donat2.jpg

Новый этап для иркутского кино наступил 5 марта 1920 года – завершилась всеобщая национализация кинотеатров. Часть из них была передана рабочим клубам и научным организациям. Действующие залы подвергаются постоянной модернизации из-за усиливающегося интереса к кинематографу.

Иркутск не остаётся в стороне: 1 ноября 1923 года в Иркутске на улице Лапина было открыто региональное отделение по прокату кинофильмов. Деятельность его заключалась в создании комфортных условий для доступа широкой публики к произведениям кинематографа. Результатом постоянной работы прокатных контор стала возможность перехода иркутских кинотеатров в режим непрерывной демонстрации. Случилось это 6 мая 1927 года. К началу 30-х годов прокатные конторы работали не только в Иркутске, но и во многих других городах области.   

Примерно в это же время был создан областной орган управления кинофикации, который ведал вопросами работы кинотеатров. В разное время название данной службы менялось, но суть оставалась той же: строительство и оборудование кинотеатров, управление персоналом в сфере кино.

Не отставал Иркутск и в сфере кинопроизводства. Активно развивается жанр документальной хроники, который в тот период рассматривался «как важнейший фактор социалистического строительства». Развитие именно этого жанра стало предпосылкой для создания «Восточно - Сибирской студии кинохроники», которая была открыта 11 сентября 1930 года в здании кинотеатра «Художественный». Здесь она находилась вплоть до ноября 1938 года, после чего работа студии продолжилась в реконструированном здании польского костёла. 

                                        hudozhestvennyy22_1.jpeg 

Важнейшей вехой для киностудии стал 1932 год. Именно в этом году, 14 октября, на экраны кинотеатров города вышел первый номер киножурнала «Восточная Сибирь». Главные сюжеты были посвящены большим сибирским стройкам: возведение моста через Ангару, а также строительство Локомотивовагоноремонтного завода в Улан-Удэ. Киностудия продолжала работать и в военное время: выпускался киножурнал, снимались сюжеты для других проектов.


Съёмки велись и за пределами области. Так к 1944 году от Иркутской студии кинохроники официально работали кинокорреспондентские пункты в Улан-Удэ, Чите и Якутске.

1 декабря 1963 года «Иркутская студия кинохроники» становится «Восточно - Сибирской студией кинохроники», а с 70-х гг. базируется на ул. Мухиной 2а.

                                      c1d03524874cce26196d312b087b8b47.jpg

Расцвет и подъем работы студии пришелся на 50-е – 80-е годы: операторы и режиссеры студии снимали фильмы и сюжеты киножурналов уже по всему Советскому Союзу и за рубежом. Мощные промышленные стройки, появление новых городов, строительство ГЭС на Ангаре – всё это делало регион популярным во всём мире. Сюжеты об этих событиях, подготовленные киностудией, стали также известны в стране.

                                      korzun-s-kameroy.jpg

В 1974 году началась эпоха строительства БАМа. Открывались возможности по освоению новых природных богатств в Сибири. БАМ стал новой темой для документального кино. Работы иркутских кинодокументалистов всегда вызывали большой общественный резонанс, становились предметом обсуждения в трудовых коллективах и на творческих конференциях.

80-е годы XX века, особенно период «перестройки», изменили документалистику, сделав её «кинематографом быстрого реагирования». Активизируются, прежде всего, хроникально-репортажные формы. Но эти формы в соперничестве с более оперативным телевидением проигрывали. Проблематика времени требовала проблемного кино. И такое кино создавалось на иркутской студии кинохроники, благодаря многолетнему опыту крупнейшей видеостудии Восточной Сибири.

К концу 80-ых годов ХХ века в области работало более 1500 киноустановок в государственной киносети, более 300 – в профсоюзной и более 100 - в ведомственной. В Иркутске работали 15 муниципальных кинотеатров и 1 областной («Гигант»).

В 90-е годы начинается резкий спад в популярности кинотеатров. Это объясняется многими причинами: активно наступает телевидение, видеомагнитофоны приближают обывателя к домашнему просмотру кинофильмов, число зрителей в кинотеатрах резко падает, снижаются доходы кинотеатров, муниципальный бюджет уже не способен содержать и обслуживать кинотеатры, которые становятся нерентабельными. В киноиндустрии появляются новые технологии: приходят другое изображение, другой звук и другие требования к оснащению кинотеатров. Государственному кино приходит на смену частное предпринимательство.

По решению Иркутского областного Совета народных депутатов № 557 от 23 ноября 1988 года Иркутская областная контора по прокату фильмов введена в состав Иркутского областного киновидеообъединения, которое в 1992 году реорганизовано в государственное предприятие «Иркутсккинопрокат», а в 1996 году по Постановлению губернатора Иркутской области преобразовано в государственное учреждение культуры «Иркутский областной кинофонд».

                                         12.jpg 

В январе 1999 года по инициативе Иркутского облкинофонда был создан Центр Российской кинематографии им. Л. Гайдая. В том же году Иркутский областной кинофонд совместно с Восточно - Сибирским отделением союза кинематографистов России проводит Байкальский международный фестиваль документальных, научно-популярных и учебных фильмов "Человек и природа".

2 ноября 2005 года на базе Иркутского областного кинофонда открывается «Дом кино» - единственная площадка в Иркутске, где на широком экране можно увидеть интеллектуальное кино, а также непосредственно встретиться с создателями фильмов. Это место становится популярной площадкой для встреч образованной публики.

                                            oezRV-Yq7tFbH9vhFkDzUuL3cpeTcuXEnoykGry7pww.jpg

В том же году видеоматериалы Восточно - Сибирской студии кинохроники были переданы в ведение Иркутского областного кинофонда. Начинается процесс оцифровки архивов. В коллекции документальных фильмов сохранились киножурналы «Восточная Сибирь», снятые операторами студии с 1939 года. Эти киножурналы оказались точнейшим и единственным хронографом времени.

                                         6d33c3911c0cc12e7547e5d6f81bba5c.jpg

В 2007 году становится ежегодным Байкальский международный кинофестиваль «Человек и природа».

Кроме того, на протяжении 2007 года происходит модернизация кинозала «Дома Кино»: устанавливаются новые мягкие кресла, звукоизоляция, прогрессивная система стереозвука.                                   

В 2009 году Иркутский областной кинофонд приобретает статус государственного автономного учреждения.

                                             67735417_1347029255454617_7927735576525012992_n.jpg                          

В 2011 году стартует ежегодная патриотическая акция кинофонда «Память огненных лет»

В 2012 году был запущен уникальный для нашего региона проект «Кино под открытым небом» - летняя площадка, ежегодно проводящая кинопоказы на базе музеев и арт-пространств.

                                              2a4bd3510692d2920b70464b293fdc3c.jpg 

В том же году стартовал проект «Кино на равных» - серия кинопоказов с поясняющими комментариями для людей с ослабленным зрением и лишенных зрения.

Совместно с языковым центром «Альянс Франсез» был проведён Фестиваль французского короткометражного кино.

Также 2012 год был отмечен вступлением Дома кино в Ассоциацию европейских кинотеатров Eurimages.

В 2013 году кинофондом возрождается проект «Земля у Байкала» - традиционная кинолетопись Иркутской области.  

                                             1 - копия.jpg

Запускается проект «Кино во дворах» - серия выездных кинопоказов на открытых уличных площадках и иркутских дворах. Открывается новый кинозал на 30 мест.  

С 2015 года Иркутский областной кинофонд выступает дистрибьютором для областных учреждений, открывших или модернизировавших кинозалы в результате реализации Федеральных программ Фонда Кино.

В 2015-2016 годах кинофонд становится основной площадкой для проведения «Большого фестиваля мультфильмов».

В 2016 году выходит короткометражная лента «Иркутск с нами?» режиссёра Марии Кельчевской. Фильм является частью кинолетописи «Земля у Байкала». 

                                   Иркутск с нами 2.jpg 

Начинаются бесплатные показы отечественного кинематографа в рамках акции «Кино на все времена». 

Стартует проект «Толерантность в молодёжной среде».

Кроме того, проводится серьёзная техническая модернизация. Большой зал Дома Кино оснащается современным проектором формата DCP. Это оборудование, обеспечивающее высококачественную проекцию изображения по яркости, цветопередаче, контрасту и разрешению. В пакет оборудования входит специальная система для тифлокомментирования, дающая возможность полноценно воспринимать кино слабовидящим людям.

                                    976b530dead003c5b84588dd7d8faa85.jpg

В 2017 году выходит полнометражный фильм Иркутского областного кинофонда – документальная лента «Святитель Иннокентий. Возвращение домой». Режиссёр – Мария Кельчевская. Фильм становится обладателем ряда престижных наград, среди которых награда фестиваля «Лучезарный ангел-2017», а также премии губернатора Иркутской области (2018).

                                   23235345.jpg

В 2018 году Гран-при международного фестиваля короткометражного кино «Рыбий глаз» получает фильм «Иркутск с нами?».

Важной вехой для кинофонда оказалась творческая встреча со всемирно известным режиссёром Эмиром Кустурицей, ставшим почётным гостем Международного кинофестиваля «Человек и природа-2018».

                                  0575b13d-b34a-4239-a8d6-427c9ef782cc_jpg_800x600_x-False_q85.jpg

В 2019 году отдел кинопроизводства вновь пополняет премиальную копилку кинофонда: на международном русско-итальянском кинофестивале «Старый город в новом мире» картина «Иркутск с нами?» становится лучшим документальным фильмом, а также выходит в финал «III Фестиваля экранизаций». 

На данный момент Иркутский областной кинофонд ведёт съёмки трёх документальных фильмов, организует спецпоказы, проводит творческие встречи с заслуженными деятелями искусств, а также с известными кинорежиссёрами.

                                     67525390_2421078364634901_3154494973143941120_n.jpg

Продолжает развиваться проект «Кино под открытым небом», заслуживший популярность среди горожан.

Продолжает развиваться фестиваль «Человек и природа», давно вышедший на новый уровень и известный далеко за пределами Иркутской области и Российской Федерации.

                                      DSC_0446.JPG

Кроме того, осенью 2019 года отдел по развитию кинопроизводства Иркутского областного кинофонда начал работу над фильмом, посвящённым фолк-рок группе "The No Smoking Orchestra", музыкальному проекту режиссёра Эмира Кустурицы.

В ноябре Иркутский областной кинофонд выступил одним из организаторов иркутского концерта группы "The No Smoking Orchestra".



Пушкинская карта для кинотеатров Пушкинская карта

Культура для школьников Культура-для-школьников.jpg

Смотрим, читая Смотрим-читая-шир.jpg


28 июня
 
В этот день родился американский актер Джон Кьюсак (1966) - "Пули над Бродвеем", "Дорога на Вэлвилл"
© Иркутскоблкинофонд 2010 - 2022 | Разработано: Icorporate

Управление Президента по работе с обращениями граждан и организаций - Написать письмо


Детский телефон доверия

800-2000122